Проектирование виртуальной образовательной среды в условиях школы для межкультурной коммуникации с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья
Тематика проекта: «Информационные технологии в образовании»
Направление инновационной деятельности, определенное заказчиком в соответствии с нормативным правовым актом Минобрнауки России разработка, апробация и (или) внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых
педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного
сектора
Уровень образования
Общее образование
Цель (цели) инновационного образовательного проекта
Разработать модель школьной виртуальной образовательной среды для межкультурной коммуникации с педагогами и учащимися дальнего и ближнего зарубежья; описать возможные формы и технологии ее функционирования.
Задача (и) инновационного образовательного проекта
1. Создать модель в условиях школы виртуальной образовательной среды, описать возможные формы и технологии ее функционирования для популяризации российской культуры, продвижения и поддержки русского языка;
2. Определить и описать основные целевые группы учащихся и педагогов для совместной деятельности. Сформировать у предполагаемой аудитории ценностную мотивацию в овладении русским языком и культурой в дистанционных формах обучения;
3. Определить организационные, технологические и содержательные особенности модели школьной образовательной виртуальной среды; компьютерные технологии работы с учащимися и педагогами зарубежных стран.
4. Определить информационное наполнение веб-сайта для учащихся и педагогов о совместных проектах и конкурсах;
5. Разработать вариативное содержательное наполнение учебных Интернет-ресурсов: информационно-обучающего, информационно-методического и информационно-аналитического и новостного блоков веб-сайта;
6. Апробировать и внедрить в практику дистанционного обучения и онлайн взаимодействие учащихся и педагогов откорректированную модель школьной образовательной виртуальной среды для продвижения и поддержки русского языка и культуры
в школах ближнего и дальнего зарубежья;
7. Осуществить анализ эффективности сформированных условий для продвижения и поддержки русского языка и культуры на основе интервьюирования, анкетирования, опросов и отзывов всех участников проекта;
8. Обработать и систематизировать данные, полученные в результате наблюдения за реальным коммуникативно-речевым поведением участников проекта.
Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта
Технологические шаги разработки школьной виртуальной образовательной среды
1. Проектирование в условиях школы модели виртуальной образовательной среды, описание возможных форм и технологий ее функционирования для популяризации российской культуры, продвижения и поддержки русского языка;
2. Разработка локальных актов, регулирующих нормативно-правовые отношения участников дистанционного обучения и организацию сотрудничества между детьми и педагогами.
3. Проектирование дистанционных ресурсов для педагогов и учащихся
• Новостной контент отражает текущие события и планы дистанционного обучения, включая сетевые конкурсы, игры и проекты.
• Информационно-образовательный контент включает: комплект учебных материалов по основным разделам учебника «Русский язык» для 5-9 классов (авторы: Разумовская М.М., Львова С.И. и др.),10-11 классов (автор: Бабайцева В.В.), включая
иллюстративно-графический материал; информационно-иллюстративные материалы по истории и культуре России, включая традиции русских праздников, русский народный фольклор; аудио и видеоматериалы (видеоуроки, видеоэкскурсии, видеоколлекции).
• Информационно-методический контент включает: методические разработки виртуальных экскурсий и виртуальных коллекций по различной тематике, виртуальных сетевых конкурсов и игр под общим названием «Я познаю Россию», сценарии сюжетно-ролевых
игр по темам: «Семья», «Работа», «Наши улицы», «Санкт-Петербург»; разработки проектов по социальным и культурологическим проблемам; модель клуба лидеров «Взлетная полоса»; программы вебинаров, конференций и круглых столов. Сетевые
практические занятия составляют основу дистанционного обучения педагогов и учащихся, как и сетевые дискуссии, основанные на обсуждении проблемы с сопоставлением различных точек зрения и выборе решения.
• Информационно-аналитический контент включает: методику оценки эффективности сформированных условий; отзывы участников о проведенных мероприятиях, данные анкетирования и интервьюирования учащихся и педагогов; аналитические доклады.
4. Организация дистанционного обучения, семинаров, конференций, конкурсов, игр и проектов.
5. Контроль и экспертная оценка результатов обучения
Период реализации инновационного образовательного проекта
Срок реализации проекта (лет) 5
Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта:
основание выбора тематики
Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом является одним из основополагающих государственных документов в области развития международного культурно- гуманитарного сотрудничества и формирования позитивного
образа России в мире. Образовательным учреждением, в том числе и школам, отводится особая роль. Работа с детьми разного возраста и педагогами, живущими за рубежом, может дать существенный результат. Чем больше школ вместе с партнерами
из высших учебных заведений будет вовлечено в эту работу, тем существеннее будет сфера влияния на расширение интереса к русскому языку и российской культуре со стороны детей и педагогов дальнего и ближнего Зарубежья. Дети, как никакая
другая категория населения, впитывает на бессознательном и сознательном уровнях информационно-образовательное поле, созданное обществом. У них формируется особый взгляд на мир и на Россию в мире. Очевидно, что в этом процессе необходимо
принимать участие именно образовательному профессиональному сообществу России, направляя посредством дистанционного обучения живой интерес детей и профессиональный интерес педагогов в русло разнообразного и богатейшего мира отечественной
культуры и русского языка. У нас есть возможности помочь соотечественникам и их детям, проживающим за рубежом, детям и педагогам, которым интересен русский язык и российская культура. Для названной адресной аудитории детей и взрослых
школы должны и могут стать связующими действенными каналами доступа к российскому образованию и российской культуре. В современном мире коммуникация между учащимися и педагогами не должна прерываться. Напротив, формируя условия для
продвижения и поддержки русского языка и культуры, мы имеем реальную возможность максимально расширять контакты с зарубежными школьниками, их родителями, педагогами, взращивая уважение и формируя интерес к России.
В современном мире местом межкультурной коммуникации между детьми и педагогами может быть виртуальная образовательная среда.
новизна, инновационность предлагаемых решений
1. Модель образовательной виртуальной среды в условиях школы для поддержки и продвижения русского языка и популяризации российской культуры с описанием необходимых условий для эффективного ее внедрения в коммуникативно-образовательный
процесс.
2. Методические разработки форм и технологий дистанционного обучения и онлайн взаимодействия педагогов и учащихся школ ближнего и дальнего зарубежья.
3. Методика оценки эффективности предложенной модели дистанционного обучения и онлайн взаимодействия педагогов и учащихся школ ближнего и дальнего зарубежья.
II.1.8 Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории
Предположительно результаты проекта могут быть внедрены в образовательную практику школ России и Санкт-Петербурга через систему семинаров, конференций и веб-сайта.
Данный проект полезен для профессионального сообщества. Результаты, модель и методические материалы, разработанные в ходе реализации всех этапов проекта, окажут положительное воздействие на детей, подростков и молодежь школ ближнего
и дальнего зарубежья в становлении и укреплении образа современной России, ее прошлого, ее языка и культуры, оказавшей влияние на мировую культуру. Привлечение к дистанционному обучению зарубежных педагогов и школьников, учителей
гимназии №192 и ее учащихся в рамках общих проектов, работа с материалами сайта, мониторинг формирования устойчивого интереса обучающихся разных возрастных групп к русскому языку и культуре России, осмысление всех этапов и стадий
работы, оформленных в соответствии с заявленными в настоящем документе параметрами дает школам Санкт-Петербурга и России подготовленную и осуществленную гимназией №192 технологию дистанционной работы.
Материалы, презентующие инновационный образовательный проект организации-соискателя (видеоролик, презентации, публикации и др.), подготовленные в формате Word, rtf, pdf, PowerPoint, AVI, WMV, MPEG